Паломничество - одно из самых древних проявлений богопочитания. Оно существует с тех пор, как человек помнит себя, существует во всех вероисповеданиях, у всех народов.
Одной из важных сторон русского человека - христианина являлось паломничество к святыням. Странники по святым местам получили название паломников. Так их называли, потому что они возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями. «Паломничать - ходить на поклонение в Иерусалим», - писал В.И. Даль в своем Словаре живого великорусского языка. На Руси традиции паломничества восходят к ХI в. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая земля и Афон.
Однако, немногие из живущих в России, могли отправиться в далекую Святую Землю. Поэтому на русской почве термин «паломник» стал означать человека, отправляющегося на поклонение любой святыне. Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь.
Паломничество имеет одну цель - поклонение святыне, что связано с большой напряженной духовной работой, молитвами и богослужением. Иногда паломничество связано с физической работой, когда трудникам (так называются эти паломники) приходится выполнять физическую работу в святых местах.
Паломничество играет важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до XVIII века.
Важной составляющей паломничества является благотворительная деятельность: приехав в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи, продукты, делают денежные пожертвования.
Паломническая поездка - это возможность поклониться почитаемым иконам, мощам святых угодников, участие в богослужениях, крестных ходах, омовение в святых источниках, монастырские трапезы, знакомство с историей почитаемых мест, это всегда работа души.
Когда мы едем в паломническую поездку, то едем не просто что-то увидеть, чему-то бегом поклониться, а едем побыть в тишине. Монастырская жизнь основана на сердечном молчании. Паломничество к святым местам - это путь к самому себе, к лучшему, что есть в нас. Побывав в святых местах, мы становимся добрее, терпимее, милосерднее. Такие поездки для паломников становятся неким рубежом, переступив который, они лучше понимают себя, своих близких, а христианские таинства начинают воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни.
Паломническая поездка - это серьезная часть нашей духовной жизни, борьбы за добродетель с собственной душой, собственными страстями, борьбы за спасение. Совершая паломничество с уважением, смирением, верой, мы выражаем свое почтение месту, людям и событиям, связанным с этим паломничеством.